Три совета начинающему фрилансеру-разработчику

На сегодняшний день разработка ПО является, пожалуй, наиболее перспективной и прибыльной сферой деятельности. Более того, бюро статистики труда прогнозирует, что к 2024 году востребованность разработчиков возрастет на целых 17%. Если сравнить это со средним прогнозируемым показателем роста в 7% по другим отраслям, а также учесть тот факт, что зарплата разработчиков почти втрое превышает среднюю зарплату остальных специалистов, становится абсолютно очевидным, что спрос на опытных программистов в обозримом будущем останется высоким.
Поиск оптимального места может стать сложной задачей, поскольку у программистов существует сразу несколько вариантов занятости, включая стандартную работу в IT-компании, участие в стартапах, выполнение разовых удаленных проектов без привязки к месту проживания и т.д. Но даже при таком обширном выборе данные опросов показали повышенный интерес программистов к фрилансу и сдельной работе. На самом деле, по итогам прошлого года в США количество фрилансеров составило 35% всей рабочей силы. На секунду, это означает, что 55 миллионов американцев осознанно отдали предпочтение вольнонаемной занятости, позволяющей самим выбирать клиентов и проекты.
Если вы и сами предметно задумываетесь о начале карьеры фрилансера-разработчика, наши рекомендации помогут вам сделать первый шаг.

Определитесь с нишей

Сфокусируйтесь на своих специализациях и стройте продвижение услуг именно вокруг них. До сих пор ходят споры о том, что выгоднее компании – нанять нескольких специалистов широкого профиля или столько же узкоспециализированных работников, но все же практика показывает, что указание конкретных языков программирования, будь-то JavaScript, PHP или Python, позволит заключить больше выгодных сделок.
Вот слова одного успешного фрилансера: «Продвигая себя в качестве «веб-дизайнера», я обозначал слишком общий набор навыков и автоматически сталкивался с огромной конкуренцией. Но стоило мне сузить профессию до «разработчика WordPress», как сразу же становилось понятно, на чем я специализируюсь. Теперь все потенциальные клиенты, которым нужно сделать или доработать WordPress-сайт, сразу видят, что я умею работать именно с этой платформой».
В мире фриланса гораздо легче развиваться и добиться успеха в 1-2 конкретных областях, нежели продвигать себя в качестве добротного исполнителя общего профиля.

Осваивайте новые роли

Как правило, на первых этапах построения карьеры начинающий фрилансер меняет одну конкретную роль, привычную ему по предыдущему месту занятости, сразу на несколько других. В отличие от работы в компании, где ответственность и обязанности распределены между сотрудниками, фрилансер должен самостоятельно отвечать за продвижение, бухгалтерию, продажи и прочие аспекты бизнеса. Безусловно, залогом успеха для разработчика всегда будут, прежде всего, профессиональные навыки программирования, но без всего перечисленного добиться этого успеха буде крайне сложно.
На самом деле, от фрилансера-разработчика требуется масса других навыков помимо программирования. Так что готовьтесь закатить рукава, набраться терпения и тяжко работать над освоением хотя бы основ важнейших аспектов бизнеса.

Продвигайте свои услуги

Одним из важнейших шагов для начинающего фрилансера является создание собственного сайта, на котором он сможет демонстрировать примеры собственных работ. Если вы, скажем, разработчик пользовательских интерфейсов, то примеры реализации именно этих навыков потенциальные клиенты должны видеть в первую очередь при посещении сайта. И какая бы у вас ни была специализация, принцип всегда тот же.
На сайте обязательно должен присутствовать раздел с информацией о расценках, ваши контактные данные (включая профили в соцсетях) и отзывы уже сотрудничавших с вами людей. Некоторые компании захотят найти подтверждение уровню ваших навыков, поэтому старайтесь оставлять на сайте ссылки на уже работающие продукты или вопросы и комментарии на специализированных ресурсах вроде Stack Overflow.
Что делать, если вы только начинаете и похвастаться пока что нечем? В таком случае вам стоит потратить время и силы на разработку какого-то простого проекта, который можно будет показывать в качестве примера. Если же вы у вас нет идей на этот счет, совместите работу для себя с благим делом. К примеру, помогите создать сайт для какой-то некоммерческой организации или для бизнеса вашего друга.
Но работа над продвижением ни в коем случае не заканчивается после пары успешных сотрудничеств с хорошими компаниями. Саморекламой нужно заниматься много и регулярно. Не полагайтесь исключительно на рекомендации бывших клиентов и выложенные примеры работ, особенно если вы новичок. Помните, что чем большего количества подписчиков в соцсетях и переходов на сайт вы сможете добиться, тем больший выбор проектов у вас будет, не говоря уже об уровне цен.